Классификация модераторов.


Растерянный и запуганный модератор.

Не один начинающий модератор не сможет миновать эту стадию.
Такое волнение в определенной дозе, несомненно, является конструктивным признаком, поскольку эмоциональная тупость неприемлема при глубоком интервьюировании.
Проблемой, следовательно, является такое "зашкаливание" волнения, при котором оно переходит в панику или ступор, лишающие модератора способности понимать и даже слышать сказанное, резко сужающие его оперативную память, способность к адекватной реакции.
Отчаянная борьба с самим собой отражается во всем облике и поведении запуганного модератора: он не может сосредоточиться, невпопад задает вопросы, забывает, о чем хотел спросить, не помнит, о чем только что говорили.
У большинства людей первоначальные приступы паники, порой очень сильные, проходят сами собой после проведения нескольких групп.
Сильно выраженное волнение при проведении первой группы никаким образом не должно повлечь за собой вывод о профессиональной непригодности данного модератора.
Хронический страх перед группами, как и всякая выраженная психопатология, редок.
Более распространенным является вариант, когда страх, дающий о себе знать в начале обсуждения, не замещается заинтересованностью и воодушевлением, а сдерживается волевым усилием. Происходящая в таких случаях тяжелая внутренняя борьба концентрирует внимание модератора на себе самом, а не на ходе дискуссии. Типичный результат — механическое следование вопроснику, за который тревожный модератор хватается, как за спасательный круг.
Вообще, хороший модератор должен испытывать удовольствие от своей работы, невзирая на то, что она одновременно трудна и изматывающая.

Авторитарный модератор.

Желание в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, является доминирующим в действиях такого модератора.
Жесткость у него нередко сочетается с грубостью, или, точнее, с высказываниями и интонациями, которые могут восприниматься респондентами, как грубость.
Следствием является распад групповой дискуссии и редукция группового интервью к серии индивидуальных ответов.
Все обсуждение в этом случае замыкается на модераторе; спонтанный обмен мнениями существенно или полностью подавляется.
Психологический климат в группе становится дискомфортным.
Подобные обстоятельства могут побудить некоторых членов группы вступить в борьбу с модератором за лидерство, другие же могут просто покинуть группу.
Разновидностью авторитарного модератора является модератор-педант. Этот тип модератора никого не оскорбляет, но он также разрушает спонтанность обсуждения и естественную динамику группы.

Попустительствующий модератор

— прямая противоположность авторитарному. Модератор этого типа не может сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени.
Дискуссия начинает уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. Активизируются альтернативные лидеры, которые переключают внимание на себя.
Попустительствующий стиль не следует путать с так называемой низкой включенностью модератора, которая при определенных обстоятельствах может быть избрана как специальная методическая тактика.
В последнем случае модератор, ослабляя контроль над дискуссией или даже почти устраняясь из нее, заботится о создании альтернативных механизмов самоорганизации.

Модератор, влияющий на ход дискуссии.
Основная причина такого влияния состоит в наличии у модератора собственной точки зрения, которая мешает ему адекватно воспринимать точки зрения участников.
В крайних формах проявления этот деструктивный стиль ведения дискуссии происходит в прямом навязывании участникам своей точки зрения.
Более опасны, однако,скрытые формы влияния.
Групповые интервью намного более чувствительны к такому влиянию по сравнению с индивидуальными, поскольку у группового интервьюера появляется дополнительная степень свободы, а именно — поощрение тех участников, которые высказывают близкие ему точки зрения, и не поощрение остальных.
Эти "остальные", если они находятся в явном меньшинстве, подвергаются уже не индивидуальному, а групповому давлению,которому гораздо труднее противостоять.
Поскольку группа является весьма чувствительным инструментом, модератор может осуществлять свое влияние даже походя: с помощью определенным образом поставленных вопросов, посредством изменения интонации, вопросов, связанных с определенным контекстом.

Слишком активный модератор
Активность модератора в известных пределах определяется его персональным стилем или стилем той методической школы, к которой он принадлежит.

Плохо слушающий модератор.

Низкая профессиональная пригодность некоторых модераторов состоит в том, что они не являются хорошими слушателями.
В результате они теряют много полезного из того, что было сказано в течение обсуждения. 1. Некоторые модераторы слишком заботятся о том, чтобы жестко следовать правилу обсуждения.
2. Некоторые модераторы слишком озабочены тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.

"Слишком знающий" и "наивный" модератор.

В данном случае речь идет не столько об объективной информированности модератора по предмету дискуссии, сколько о нарочитой психологической игре в "знающего" или "наивного" исследователя.
Эта игра, подобно всякой плохой игре, быстро распознается. Участники группы очень быстро уличат в некомпетентности модератора, который, обладая поверхностной информацией, разыгрывает знатока.
"Наивный" стиль также в большинстве случаев вызывает негативный эффект, т. к. большинство респондентов отдают себе отчет в том, что, если бы модератор не обладал некоторой осведомленностью по предмету исследования, он не вел бы групповое обсуждение.
И в том, и в другом случае явная неискренность вызывает недоверие и утрату откровенности.
Модератор-комедиант.

Некоторые модераторы пытаются слишком сконцентрироваться на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
По их мнению, как участникам форума, так и наблюдающим необходим продолжительный смех для стимуляции энергии в процессе заседания, что, по их мнению, способствует более эффективному управлению группой.
Конечно, некоторое количество юмора является преимуществом. Юмор может оказывать весьма эффективное воздействие на ослабление напряжения, особенно в начальный период проведения группы, или же в моменты затухания дискуссии. Но, тем не менее, модератор работает не для юмора.
Юмор должен включаться в процесс заседания естественным образом, и использоваться в нем очень ограниченно.

Модератор-эксгибиционист.

Это модератор, который использует группу главным образом для целей самоутверждения, стремясь вызвать восхищение у ее членов и (или) у наблюдателей.
Выраженный эксгибиоционизм, не поддающийся коррекции, делает человека непригодным для работы модератором.
Однако следы экспансионистских побуждений и действий может ощутить в себе даже самый эффективный модератор. Умение рефлексировать проявления деструктивных стилей и преодолевать их является важным психологическим элементом, определяющим профессиональную пригодность модератора.

Соблазняющий модератор.

Модераторы-мужчины, которые ведут группы женщин, и женщины, которые ведут группы мужчин, должны воздерживаться от тонкого и неосознанного соблазняющего поведения, т. е. от внесения в свои действия элемента сексуальной игры.
Соблазняющее поведение способно поднять тонус обсуждения, усилить элемент раскрепощенности, т. е. , на первый взгляд, способствовать достижению некоторых элементов желаемой психологической атмосферы. Однако такое поведение является мощным фактором, искажающим групповую динамику. Предмет обсуждения уходит, по сути, на второй план, становясь лишь оформлением сексуально окрашенной словесной пикировки.
Слишком явные проявления сексуальной игры, напротив, подавляют участников, по крайней мере некоторых из них, что приводит к распаду дискуссии.

Модератор с болезненным любопытством.

Интеллектуальное любопытство является одним из побудительных мотивов любого хорошего модератора.
Для эффективного опроса необходимо, чтобы исследование даже небольших деталей и нюансов человеческого поведения и отношения приносило истинное удовольствие.
В то же самое время модератор, чьи вопросы носят характер излишнего внимания к личным проблемам, явно наносит вред исследованию своим вторжением в частную жизнь участников ради удовлетворения своего личного любопытства.
Также модератору рекомендуется отвлекать группу от нездорового внимания к сексуальным вопросам, несмотря на то, что некоторые члены группы могут пожелать об этом побеседовать.